Воспитательные технологии

                                 



 Проектирование воспитательной медиасреды общеобразовательной организации

С 15 по 17 ноября 2022 года отдел воспитания и развития творческой личности ГБОУ ДПО "Донецкий республиканский институт развития образования" проводит виртуальную лабораторию педагога-воспитателя "Проектирование воспитательной медиасреды общеобразовательной организации".

Ознакомиться с материалами спикеров



  Роль ученического самоуправления и детских объединений в воспитательной системе общеобразовательной организации

03 ноября 2022 года отделом воспитания и развития творческой личности ГБОУ ДПО «Донецкий республиканский институт развития образования» проводится методическая площадка «Роль ученического самоуправления и детских объединений в воспитательной  системе общеобразовательной организации».

Просмотреть запись


Профилактика негативных явлений в образовательной среде

Согласно Плану ГБОУ ДПО «Донецкий республиканский институт развития образования» на 2022 год 27 октября 2022 года отделом воспитания и развития творческой личности в рамках работы Виртуальной лаборатории педагога-воспитателя проходит вебинар по теме «Психолого-педагогическая поддержка обучающихся в социально опасном положении».

Во время вебинара будут рассмотрены возможные варианты психолого-педагогической поддержки обучающихся в социально опасном положении. Спикеры мероприятия дадут рекомендации по организации диагностической, коррекционной и профилактической работы в данном направлении.

Приглашаем методистов МК(Ц) по воспитательной работе, заместителей директоров общеобразовательных организаций, классных руководителей, учителей начальных классов, воспитателей групп продлённого дня к участию в данном мероприятии.

Смотреть запись


  Здоровьесберегающие технологии

Классный час "Я здоровье берегу! Сам себе я помогу"
Цель: 
·        формирование понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»
·        формировать у ребенка чувство ответственности за сохранение и укрепление здоровья
·        расширить знание и навыки по гигиенической культуре.
·        воспитать человека, который может заботиться  о своем здоровье.
Задачи:
·        дать представление о правилах здорового образа жизни,
·        раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека;
·        развивать внимание, мышление, устную связную речь на основе упражнений и заданий;
·        воспитывать потребность вести здоровый образ жизни, ответственно и бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Оборудование: рисунки детей, плакаты, поезд, название станций, аудиозаписи
Девиз: «Идти вперед и не сдаваться!»
Организационный момент.
Эмоциональный настрой на занятие.
·         Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это доброе, волшебное слово, желая друг другу здоровья. Так и я обращаюсь к вам сегодня: ―Здравствуйте, ребята‖.
·         На ваших столах лежат волшебные конвертики, в них вы увидите самых умных, сообразительных, самых находчивых детей. Откройте потихоньку эти конвертики. Кто же эти дети? (общая фотография учащихся) Давайте улыбнемся друг другу и скажем громко и уверенно: ―Мы самые лучшие дети на свете! С таким приподнятым настроением мы начнем наше занятие.
– Ребята, что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в хорошей форме?
– Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда. Наш разговор о том, как следует вести себя, чтобы сохранить здоровье. Сегодня мы совершим путешествие по стране Здоровье.
В путь дорогу снаряжайся,
За здоровьем собирайся.
1 станция «Режим дня»
-Что такое режим дня?
-Для чего нужно соблюдать режим дня?
-Составим вместе приблизительный режим дня младшего школьника
1. Подьем. Зарядка. Умыться. Причесаться. 6.30-7.20.
2. Завтрак в 7.20.
3. Выход из дома.
4. В класс приходим за 10-15 минут до звонка.
5. В школе мы получаем горячее питание.
6. В 13.10 идем домой.
7. Обед в 13.30. После обеда – отдых в 14.00, 15.20
8. Выполнение домашнего задания в 16.00
9. В 17.40 – приступим к любимым занятиям, помощь по дому.
10. В 19.00. Ужин. После ужина  посмотреть телевизор, но не более  30-40 минут. Перед  сном провести гигиенические процедуры.
11. Сон в 21.00. Детям 6-9 лет рекомендуется спать 10-11 часов.
Если человек после сна встает бодрый значит продолжительность сна достаточная.
Вывод: Чтобы хорошо учиться, заниматься многими важными и интересными делами, отдыхать и расти здоровыми – нужно соблюдать режим дня.
Речедвигательная гимнастика:
У лисицы острый нос (показывают руками
У неё пушистый хвост поглаживают воображаемый хвост,
Шуба рыжая лисы (поглаживают бока, грудь)
Лиса павою ногою похаживает (величаво идут, оглядываются на свой хвост)
Шубу пышную поглаживает (поворачивает голову влево, вправо)
2 станция «Чистюлькино»
Работа в парах «Собери пословицу»
«Чистота – залог здоровья»
«Чисто жить – здоровым быть»
«Чистота – лучшая красота»
«Чистота и здоровье – родные сестры»
«Чист источник – чист ручей»
«Чистая вода для хвори беда»
Учащиеся высказываются, как они понимают пословицу.
Конкурс загадок о средствах гигиены
1. Гладкое, душистое, моет чисто,
Нужно, чтобы у каждого было
Что это  такое? (Мыло)
2. Костяная спинка,
На брюшке – щетинка
По частоколу прыгала
Всю грязь вымыла. (Зубная щетка)
3. Мудрец в  нем видел мудреца,
Глупец – глупца, баран  – барана
Овцу в нем видела овца,
А обезьяну – обезьяна
Но вот подвели к нему Федю Баранова,
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало)
4. Лёг в карман и караулит
Рёву, плаксу и грязнулю,
Им утрет потоки слёз
Не забудет и про нос. (Носовой платок)
Оздоровительная минутка
Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться
Зубную пасту мы берем,
Крепко щёткой зубы трём,
Моем шею, моем уши
После вытремся посуше
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево
И тихонечко садись!
3 станция «Правильное питание»
– Ребята, нам  принесли письмо от Карлсона и вот, что он пишет.
«Здравствуйте, друзья! Своё письмо пишу я из больницы. У меня ухудшается здоровье: болит голова, в глазах звездочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-колу. Это моя любимая еда. Наверное я скоро буду здоров.
Ваш Карлсон».
– Как вы считаете, скоро ли поправится Карлсон? Верно ли Карлсон составил меню?
(Группа детей, заранее готовит ответы)
Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство  витаминов поступает в организм вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи, фрукты должны быть в рационе ребенка регулярно. Так же мы должны кушать мясо, яйцо, масло, рыбу, углеводы, жиры, минеральные вещества. А наиболее подходящее блюдо для завтрака – каша. Она  содержит большое количество питательных веществ, легко усваивается организмом.
Дыхательная гимнастика: «Собираем фрукты»
И.п.– стоя, ноги слегка расставлены, одна рука на поясе, вторая согнута в локте – перед грудью, пальцы сжаты в кулаки.
Вдох через нос – поднять руку вверх, выдох – вернуться в и.п. произнося: «ш-ш-ш».
4 станция «Спортивная»
Каждая группа заранее готовит для показа комплекс упражнений:
а) для утренней гимнастики.
б) для осанки.
в) для глаз.
Гимнастика для глаз
Упражнения:
  • Крепко закрыть глаза на 3-5 сек. Открыть глаза на 3-5 сек.
  • Быстрое моргание 1-2 мин.
  • Смотреть прямо вдаль 2-3 сек.
  • Поставь палец по средней линии лица  на расстоянии 25-30 см., направить взгляд на палец 3-5 сек.
5 станция «Закаливание»
– Солнце, воздух и вода – … (дети продолжают)
– Как можно закаливать свой организм? (Ответы детей)
Вывод: Закаливание надо начинать постепенно: с ног, с прохладной воды, всё выше и выше, начинать надо в летнее время. Спать зимой (если не сильный мороз) с открытой форточкой, а летом – с открытым  окном. В школе мы регулярно проветриваем кабинет – это помогает нам быть здоровыми, бодрыми, меньше болеть, быть закаленными.
Ритмический танец под музыку
Вот я вижу куст растет в лесу (делают два полуприседания, соединяя над головой руки)
Воробьи играют в чихарду (отводят руки назад, слегка наклоняют корпус вперед, переступая на носках)
Вижу пса смешного своего (руками показать опушенные  «ушки»)
А теперь не вижу ничего (закрывают глаза ладонями)
Видим солнце золотое, небо (руки поднимают вверх, описывают круг)
Видим: приближается гроза (покачивают поднятыми вверх руками)
До чего же это интересно (разводят руки в стороны)
Открывать и закрывать глаза! (закрывают глаза ладонями и открывают,  переступая с ноги на ногу)
6 станция «Полезные привычки»
- Что такое полезные привычки? (ответы детей)
- Но есть и «враги» здоровья, здорового образа жизни. Это вредные привычки. Что мы о них знаем?
– Курение вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг, легкие, почки и др. органы. Особенно вреден для растущего организма.
Алкоголизм – у пьющего человека ухудшается память, нарушается координация движения, постепенно отказывают органы.
Наркомания – употребляя дурманящие, ядовитые вещества человек разрушает здоровье.
Находясь в состоянии наркотического дурмана, люди наносят вред себе и окружающим людей. Многие не доживают до 30 лет.
Вывод: Веди здоровый образ жизни! Не заводи вредных привычек.
7 станция «Не болей»
– Как уберечься от простуды? (Ответы детей)
Вывод: Не ходи с мокрыми ногами. Одевайся так, чтобы не мерзнуть. Если попал под дождь и промок, беги домой, чтобы просушиться. Если заболел гриппом, простудился или заболел другой болезнью – немедленно обратить к врачу.
Биологический массаж
Чтобы горло не болело (поглаживают  сверху вниз)
Мы его погладим смело
Чтоб не кашлять, не  чихать
Надо носик растирать (указательным пальцем растирают крылья носа)
Лоб мы тоже разотрем, (прикладывают ко лбу ладонь растирают его движениями).
«Вилку» пальчиками сделай
Массируй ушки ты умело (раздвигают указательный и средний пальцы и растираем точки за ушами)
Знаем, знаем – да, да, да! –
Здоровье нужно всем всегда!
8 станция «Природа – наш помощник»
– Человек – часть природы. Болеет природа, болеет и человек. Природа лучший друг человека. Она во всём помогает нам.
Игра «А знаешь ли ты?»
– Как почистить зубы в лесу? (Мятой, древесным углем, распущенной веточкой сосны, ели, дуба)
– Какое дерево избавляет ноги от пота, запаха, трещин. (Кора дуба)
– Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, моют голову настоем, умываются. (Чистотел)
– При ушибах используют листья этого растения. (Подорожник, лопух)
– Листья этого растения обжигают нас. Сок из листьев –  спасает нас. Весной его используют на суп. Голову мыть его отваром – волосы хорошо растут. (Крапива)
– Как в лесу обойтись без мыла? (Трутовик, зола)
– Волосы приобретут золотистый оттенок, если вымыть в отваре этого растения. (Ромашка)
– Наше здоровье зависит от благоприятных условий окружающей среды.
Вывод: Помогать взрослым озеленять наши дворы, улицы, следить за чистотой школы, пришкольной территории, улиц, дворов, своего дома. Я здоровье берегу! Сам себе я помогу!
Рефлексия
Дети показывают знак и высказывают свое мнение:
«+» – Я уже знал, что …
«–» – Для меня ново, что …
«!» – Очень интересная информация о …
«?» – Мне не понятно …
В заключении дети читают стихотворения
1 ученик.
Плохие привычки мешают нам жить
Друг другу поможем сейчас их забыть
Не будем ругаться, друзей обижать
Поможем друг другу плохое забыть,
Здоровьем окрепнуть и правильно жить.
2 ученик
«Береги свое здоровье»
Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться,
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго, долго будут жить.
И запомни ведь здоровье
В магазине не купить.
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться -
Каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь -
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите,
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить.

- Вот и подошло к концу наше занятие. Продолжительность жизни измеряется годами, а её качество – здоровьем. Быть здоровым – желание любого человека. Это желание исполнится, если человек будет соблюдать все правила, о которых я  рассказала. Желаем вам крепкого здоровья, отличных отметок, счастья, бодрости и хорошего настроения. Растите крепкими и здоровыми! Помните ребята, что есть ещё доктор, без которого нам всем свет бы был не мил, все были бы злые, вредные. Этот доктор – любовь. Любите друг друга, своих родных и близких. Будьте здоровы!
- Покажите свое настроение! Будьте счастливы! Будьте здоровы!!! До новых встреч!




 Технология работы классного руководителя
 Все педагогические работники школы выполняют воспитательные функции. Классный руководитель — непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе .
 Классный руководитель имеет следующие функции : 
● воспитательная — педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом; 
● организационно-административная — руководство классом как организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов;
 ● координирующая — установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.

 К функциональным обязанностям классного руководителя относятся: всестороннее изучение и воспитание учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решении проблем их учебного и профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей, взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся. 
Работа классного руководителя в школе для любого учителя, по существу, вторая специальность, область деятельности, требующая специфических в отличие от преподавания знаний, умений, качеств.
Известно, что цели воспитания в школе определены не достаточно четко. Помощь личности в разностороннем развитии, формирование базовой культуры личности, способности к самоопределению и самореализации — примерно в таких выражениях говорится о целях воспитания в педагогической литературе и в Законе «Об образовании ». Однако анализ воспитательной работы на технологическом уровне требует выделения и описания цикла воспитательных действий классного руководителя, можно сказать, технологического цикла. Вся воспитательная работа представляет собой непрерывный ряд решения педагогических задач, предстающих перед классным руководителем в виде многообразных педагогических ситуаций — такого состояния учащихся и воспитательного процесса, в котором есть проблема, противоречие между должным и действительным, что и требует педагогических действий, результатом которых является формирование новых качеств, новое состояние учащихся. Важно, чтобы работа воспитателя в школе не была исключительно ситуативной, бессистемной, когда классный руководитель только реагирует на текущие события, происходящие в классе, тогда как он должен организовывать, строить систему работы. Поэтому методисты предлагают некий цикл воспитательной работы классного руководителя, который представляет собой комплекс, набор следующих действий, этапов работы.
 1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).
 2. Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных. 
3. Планирование воспитательной работы — составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
4. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр. 
5. Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности учеников. 
Наблюдение, опросы и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личностном росте классного руководителя как воспитателя. 
Этот цикл, от диагностики до оценки результатов, характерен для управления в социальных системах (с участием человека), какой и является система воспитания . Он с некоторыми оговорками может быть назван технологическим циклом воспитательной работы и сведен для удобства к четырем этапам:
 а) диагностика; 
б) планирование;
 в) реализация плана; 
г) анализ результатов .

Источник: https://studizba.com/lectures/111-raznoe/1532-pedagogika-i-psihologija/28864-11-vospitatelnye-tehnologii-i-sistemy.html
© СтудИзба


Разработала и провела учитель начальных классов И.Ю. Капканец
Название: Счастливы вместе
Целевая аудитория: семьи 2 класса
Задачи  праздника:
·        Формировать нравственную культуру детей и родителей
·        Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимоотношения в семье
·        Воспитывать чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувство уважения к своим родным
·        Развивать творческую инициативу
·        Сплочение классного коллектива, создание дружелюбной атмосферы в общении детей и родителей.
В своей  творческой и воспитательной работе я использую различные методы, приемы, способы, но особо эффективным, на мой взгляд,  воспитательным средством стала технология коллективно-творческого дела (КТД).
 Тип КТД: БТД (большое творческое дело) в котором требовалась предварительная подготовка, как от учителя, так и от детей.
Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать.
Учащимся были предложены стихотворения, сценки, песни. Ребята очень ждали мероприятия, т.к. хотели показать свою подготовку.  В данном мероприятии подготовка родителей была минимальна (нужны были семейные фотографии в электронном варианте). Родители были вовлечены непосредственно в ходе мероприятия.
Результатом  КТД  стала позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная.
Мероприятие получило высокую оценку со стороны родителей и администрации школы.

Информационно – коммуникационная технология, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества

 

 

 

Урок  мужества

У войны - не женское лицо

                                                                                   Подготовила   и провела 
  классный  руководитель
9 класса
Шевченко О.А.
  Цель: показать, что участие женщин в сражениях на фронтах Великой Отечественной войны – повседневный подвиг, внёсший неоценимый вклад в общую Победу.
  Задачи:
1.                              Показать мужество и  героизм женщин – фронтовичек, их мужество и героизм, любовь к Родине.
2.                              Воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ; уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.
3.                              Профилактика неонацизма.

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
(Ю. Друнина “О войне”. 1944)

Учитель.Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова - сестра, жена, друг и самое высокое мать. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь - синонимы.
1 Ученик. В мир приходит женщина,
                  Чтоб очаг беречь.
                  В мир приходит женщина.
                  Чтоб любимой быть.
                  В мир приходит женщина,
                  Чтоб детей родить.
                  В мир приходит женщина,
                  Чтоб цветком цвести.
                  В мир приходит женщина,
                  Чтобы мир спасти.

Учитель.На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала.
Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. «Не женская это доля – убивать» - скажет одна из героинь этой книги Светлана Алексиевич «У войны - не женское лицо». Другая распишется на стенах поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну». То была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.
2 Ученик.         Я ушла из детства в грязную теплушку,
                 В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
                 Дальние разрывы слушал и не слушал
                 Ко всему привыкший 41-й год.
                 Я пришла из школы в блиндажи сырые,
                 От Прекрасной Дамы в "мать" и "перемать".
                 Потому что имя ближе, чем Россия,
                 Не смогла сыскать.

3 Ученик.
Худенькой нескладной недотрогой
Я пришла в окопные края,
И была застенчивой и строгой
Полковая молодость моя.
На дорогах родины осенней
Нас с тобой связали навсегда
Судорожные петли окружений.
Отданные с кровью города.
Если ж я солгу тебе по-женски.
Грубо и беспомощно солгу,
Лишь напомни зарево Смоленска,
Лишь напомни ночи на снегу.
Учитель. По комсомольскому призыву в начале 1942 года в ряды Красной Армии пришло свыше 550 тысяч женщин-добровольцев. Более 1 миллиона 200 тысяч женщинслужило в рядах Советской Армии в период Великой Отечественной войны. Из них более 300 тысяч в войсках ПВО страны. В массовом партизанском движении участвовало более 100 тысяч женщин.
За заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками свыше 150 тысяч женщин награждены боевыми орденами и медалями. Свыше 200 человек получили ордена Славы  2-й и 3-й степени, 86 женщин удостоены званиями Героя Советского Союза.
Таковы цифры. Их мы знаем. А за ними судьбы, целые жизни, перевернутые, искореженные войной: потеря близких, утраченное здоровье, женское одиночество, невыносимая память военных лет. Об этом мы знаем меньше.
1 ученица
 "Когда я расскажу вам все, что было, я опять не смогу жить, как все. Я больная стану. Я пришла с войны живая, только раненая, но я долго болела, я болела, пока не сказала себе, что все это надо забыть, или я никогда не выздоровлю." (Любовь Захаровна Новик, старшина, санинструктор).
2 ученица "Мужчина, он мог вынести. Он все-таки мужчина. А вот как женщина могла, я сама не знаю. Я теперь, как только вспомню, то меня ужас охватывает, а тогда все могла: и спать рядом с убитым, и сама стреляла, и кровь видела, очень помню, что на снегу запах крови как-то особенно сильный... Вот я говорю, и мне уже плохо... А тогда ничего, тогда все могла. Внучке стала рассказывать, а невестка меня одернула: зачем девочке такое знать? Этот, мол, женщина растет... Мать растет... И мне некому рассказать...
Вот так мы их оберегаем, а потом удивляемся, что наши дети о нас мало знают..." (Тамара Михайловна Степанова, сержант, снайпер).
Учитель. Человеческая жизнь не бесконечна, продлить ее может лишь память, которая одна только побеждает время. Многое исчезает, растворяется бесследно. Забывается. Если не забывать войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая. Так говорили древние.
Собранные вместе рассказы женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо. Они звучат как свидетельства - обвинения фашизму вчерашнему, фашизму сегодняшнему и фашизму будущему. Фашизм обвиняют матери, сестры, жены. Фашизм обвиняет женщина.
     У каждой из них была своя дорога на фронт. Но побуждение одно - Родина. И желание одно - спасти Родину.
Не будем домысливать, указывать, дописывать за них. Пусть рассказывают сами...
3 ученица Из письма москвички Зинаиды Ивановны Пальшиной, рядовой, связистки: "...Я добровольно пошла на фронт. Как было не пойти? Нельзя было не пойти. Все шли... Только на фронт... Другой мысли не было..."
В Железноводске, где отдыхала во время отпуска (а начатая работа уже не отпускала нигде), я совершенно случайно познакомилась с Натальей Ивановной Сергеевой, рядовой, санитаркой. Вот ее рассказ об их удивительной семье: "У нас было восемь детей в семье, первые четыре все девочки, я самая старшая. Идет война, немец уже под Москвой... Папа пришел один раз с работы и плачет: "Я когда-то радовался, что у меня первые девочки... Невесты... А теперь у каждого кто-то идет на фронт, а у нас некому... Я старый, не берут, вы девчонки, а мальчики маленькие..." Как-то в семье у нас это сильно переживали.
Организовали курсы медсестер, и отец отвел нас с сестрой туда. Он говорил: "Это все, что я могу отдать для победы... Моих девочек..."
4 ученица Из письма, которое пришло из целинного поселка Ленинградский от саниструктора Марии Петровны Смирновой (Кухарской), награжденной высшим знаком Международного Красного Креста - золотой медалью "Флоренс Найтингейл":
"Родилась и выросла я в Одесской области. В сорок первом году окончила десятый класс Слободской школы Кордымского района. Когда началась война, в первые же дни побежала в военкомат, отправили домой. Еще дважды ходила туда и дважды получала отказ. Двадцать восьмого июля шли через нашу Слободку отступающие части, и я вместе с ними без всякой повестки ушла на фронт.
Когда впервые увидела раненого, упала в обморок. Потом прошло. Когда первый раз полезла под пули за бойцом, кричала так, что, казалось, перекрывала грохот боя. Потом привыкла... Через десять дней меня ранило, осколок вытащила сама, перевязалась сама.
Двадцать пятого декабря сорок второго года наша триста тридцать третья дивизия пятьдесят шестой армии заняла высоту на подступах к Сталинграду. Немцы решили ее во что бы то ни стало вернуть. Завязался бой. На нас пошли немецкие танки, но их остановила артиллерия. Немцы откатились назад, на ничейной земле остался раненый лейтенант, артиллерист Костя Худов. Санитаров, которые пытались вынести его, убило. Поползли две овчарки-санитарки (я их там увидела впервые), но их тоже убило. И тогда я, сняв ушанку, стала во весь рост, сначала тихо, а потом все громче запела нашу любимую довоенную песню "Я на подвиг тебя провожала". Умолкло все с обеих сторон - и с нашей, и с немецкой. Подошла к Косте, нагнулась, положила на санки-волокуши и повезла к нашим. Иду, а сама думаю: "Только бы не в спину, пусть лучше в голову стреляют". Но не раздалось ни оного выстрела, пока не дошла до наших...
Формы на нас нельзя было напастись: всегда в крови. Мой первый раненый - старший лейтенант Белов, мой последний раненый - Сергей Петрович Трофимов, сержант минометного взвода. В семидесятом году он приезжал ко мне в гости, и дочерям я показала его раненую голову, на которой и сейчас большой шрам. Всего из-под огня я вынесла четыреста восемьдесят одного раненого. Кто-то из журналистов подсчитал: целый стрелковый батальон..."
5 ученица Зинаида Васильевна Корж, была санинструктором в кавалерийском эскадроне:
- В бою под Будапештом. Это была зима... И я тащила, значит, сержанта раненого, командира расчета пулеметного. Сама я была одета в брюки и телогрейку, на мне была шапка-ушанка. Тащу и вижу: черный снег такой. Я поняла, что это глубокая воронка, то, что мне и надо. Спускаюсь в эту воронку, а там кто-то живой - я чувствую, что живой, и скрежет какого-то железа... Поворачиваюсь, а фашист раненый, в ноги раненый, лежит, и автомат на меня наставил. А у меня, когда я раненого тащила, волосы из-под шапки выбились, сумка санитарная через плечо и красный крест... Когда я повернулась, он увидел мое лицо, понял, что - это девушка и вот так: "Ха-а-а!" У него, значит, нервное напряжение спало, и он этот автомат отбросил. Ему безразлично стало...
И вот мы втроем в одной воронке: наш раненый: я и этот немец. Воронка маленькая, ноги у нас вместе. У немца огромные такие глаза, и он смотрит на меня этими глазами: что я буду делать? Автомат он отбросил сразу, понимаете? Наш раненый не поймет, в чем дело, за пистолет хватается, а тот ничего не делает, смотрит только на меня. Я эти глаза и сейчас помню... Перевязываю своего раненого, а немец лежит в крови, он истекает кровью, одна нога у него перебита совсем. Еще немного. и он умрет. И я, не окончив перевязывать нашего раненого, разрываю ему, этому немцу, одежду, перевязываю его и накладываю жгут, и дальше перевязываю нашего. Немец говорит: "Гут... Гут..." - только это слово повторяет. Я перевязала нашего раненого, а потом думаю, что скоро приедет повозка, надо вытащить их обоих. Когда пришла линейка, я погрузила немца вместе с нашими ранеными и повезла.
6 ученица санитарка Наталья Ивановна Сергеева:
"Раненых нам доставляли прямо с поля боя. Один раз двести человек раненых в сарае, а я одна. Вот не помню, где это было... В какой деревне... Столько лет прошло... Помню, что четыре дня я не спала, не присела, каждый кричал: "Сестра... Сестренка... помоги, миленькая!.." Я бегала от одного к другому, и один раз я споткнулась, и упала, и тут же уснула. Проснулась от крика, командир, молоденький лейтенант, тоже раненый, приподнялся на здоровый бок и кричал: "Молчать! Молчать, я приказываю!" Он понял, что я без сил, а все зовут, им больно: "Сестра... Сестричка..." Я как вскочила, как побежала - не знаю куда, чего. И тогда я первый раз, как пришла на фронт, заплакала..."
7 ученица Надежда Васильевна Алексеева, рядовая, телеграфистка:
"Дали нам вагоны. Нас двенадцать девчонок, остальные все мужчины. Десять - пятнадцать километров проедем, и поезд стоит. Десять - пятнадцать километров... Опять нас в тупик...
Мужчины разложат костер, трясут вшей, сушатся. А нам где? Побежим за какое-нибудь укрытие, там и раздеваемся. У меня был свитерочек вязаный, так вши сидели на каждом миллиметре, в каждой петельке. Посмотришь, затошнит. И что делать? Не буду же я вместе с мужчинами вшей жарить. Стыдно. Выбросила свитер и осталась в одном платьице. На какой-то станции чужая женщина вынесла мне кофточку, туфли старые.
Долго ехали, а потом еще долго шли пешком. Был мороз. Я шла и все время держала зеркальце: не обморозилась ли? К вечеру вижу, что обморозила щеки. До чего глупая была... Слышала, что когда обморозишь щеки, то они белые. А у меня красные-красные. Думаю, что пусть бы они всегда у меня были обмороженные. А назавтра они почернели".
Учитель.  На войне как на войне. Иной спрос, иная мера самоотдачи, мобилизованности душевной. Каково же им, семнадцатилетним-восемнадцатилетним, было преодолевать в себе женское и от детско-юных впечатлений переключиться сразу на высокое, чисто мужское понимание долга?
8 ученица Клара Семеновна Тихонович, сержант, зенитчица:
"Мне недавно один из молодых говорит, что это было мужское желание пойти воевать. Нет, это было человеческое желание. Шла война, я жила обыкновенной жизнью, но соседка получила письмо - мужа ранило, лежит в госпитале. Я подумала: "Он ранен, а вместо него кто?" Пришел один без руки вместо него кто? Второй вернулся без ноги - вместо него кто? Я писала, просила, умоляла взять меня в армию. Так мы воспитывались, что без нас ничего не должно быть. Раз началась война, мы обязаны чем-то помочь. Нужны медсестры, значит, надо идти в медсестры. Нужны зенитчицы, значит, надо идти в зенитчицы. А то, что ты чувствуешь, то, что тебе придется перенести, то уже другое дело.
Хотели ли мы на фронте быть похожими на мужчин? Первое время очень хотели; сделали короткие стрижки, даже походки изменили. А потом нет, шиш! Потом так захотелось краситься, сахар не ешь, а бережешь, чтобы челочку им накрахмалить. Мы были счастливы, когда доставали котелок воды вымыть голову.
7 ученик
Тамара Степановна Умнягина, гвардии младший сержант, санинструктор:
Но самое страшное было впереди, самое страшное - это Сталинград... Какое там поле боя? Это город - улицы, дома, подвалы. Попробуй вытащить оттуда раненого! У меня тело было сплошной синяк. И брюки у меня все в крови. Старшина нам говорит: "Девочки, больше нет брюк, и не просите". А у нас брюки все в крови, засохнут и стоят, от крахмала так не стоят, как от крови, порезаться можно. Пятнышка чистого нет, весной сдавать нечего. Горело все, на Волге, например, горела даже вода. Даже зимой река не замерзала, а горела. Все горело... В Сталинграде не было ни одного грамма земли, не пропитанного человеческой кровью.
Прибывает пополнение. Молодые такие, красивые ребята. И через день-два все погибают, никого нет. Я уже начинала бояться новых людей. Боялась их запоминать, их лица, их разговоры. Потому что вот они приехали, и вот их уже нет. Это же сорок второй год - самый тяжелый, самый трудный момент. Был случай, когда из трехсот человек нас осталось к концу дня десять. И когда нас столько осталось, когда стихло, мы стали целоваться, плакать, что мы вдруг живы.
Клип  «Кукушка»
Учитель. Можно ли было победить народ, женщина которого в самый тяжелый час, когда так страшно качались весы истории, тащила с поля боя и своего раненого, и чужого раненого солдата? Можно ли поверить, что народ, женщина которого хотела родить девочку и верила, что у той будет другая, не ее судьба, что этот народ хочет войны? Разве во имя этого женщина жизнь спасала, мир спасала - была матерью, дочерью, женой, сестрой и Солдатом?
Поклонимся низко ей, до самой земли. Ее великому Милосердию.
1 ученик. Женщины заменили мужчин у мартеновских печей, работали на железной дороге, спускались в шахты. Медсестры и врачи сутками не выходили на улицу. Женщины были и на фронте, сражаясь вместе с мужчинами….
2 ученик.
Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все — без конца и без счета —
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе — волей-неволей —
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась — какая ты есть.
Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.
За все ты бралася без страха.
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела — иглой и пилой.
Рубила, возила, копала —
Да разве всего перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.
Учитель. Что же такое наша память? Даль писал в своем словаре. что то способность помнить, не забывая прошлого, но тут же добавлял, что это не просто способность помнить, но свойство души хранить сознание о былом. Хранить ту тонкую цепочку, что идет от человека к человеку...

У войны не женское лицо. Но когда на твою землю приходит беда, то нужно немедленно встать на её защиту. И тогда мужество проявляется не только в мужских сердцах, но и в женских.
В ряды армии Донецкой  Народной  Республики  встали девушки, женщины, матери. Несмотря на свою хрупкость, они достойно несут службу, смело сражаясь с теми, кто покушается на их землю, на безопасность родных и близких им людей. И в самые сложные минуты не отступают назад, твердо продолжают стоять на защите, а при необходимости идти в наступление.

Нет! У войны не женское лицо.
Хоть имя женское заключено в неё.
Противоречит сути женщины война,
Не для убийства Богом ей любовь дана.
Имеет женщина над миром свою власть –
Любви томление, огненную страсть.
И женщины удел – хранить очаг.
Продленье жизни – в бесконечность шаг.
Мужчину ждать домой; переносить нужду.
Руками нежными предотвращать беду.
И в чистоте блюсти родимое крыльцо,
Растить детей в традициях отцов.
Нет! У войны не женское лицо.




«Что такое экстремизм?»
Классный час в начальной школе

(устный журнал)

 Подготовила
заместитель директора по воспитательной работе




Задачи:
Образовательные: выяснить причины возникновения экстремизма и терроризма раскрыть разновидности терроризма.
Развивающие: развивать умение ораторского искусства через выступления, подготовленные учащимися; прививать навыки самостоятельной работы; учить детей анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и аргументировано доказать свою точку зрения.
Воспитательные: формировать патриотизм; воспитывать чувство неприятия к насилию, терроризму и экстремизму.

Оборудование: проектор, на плакатах зарисовки учащихся к страницам устного журнала, презентация к классному часу
Форма мероприятия: устный журнал.
Метод: исследовательский 
 Ход мероприятия
Вступление учителя:
Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. 60 лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил.
Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм. Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы.
Сообщение ученика:
          Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова, как «терроризм» и «экстремизм». Теперь уже каждый ребенок знает о том, что скрывается за этими понятиями. Из толкового словаря этимология термина «экстремизм» обнаруживает свои корни в латинском языке, переводится как «крайний» (взгляды и меры
). Презентация
Терроризм «terror» переводится как «ужас» (устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства).
Рост экстремизма серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Международный терроризм – совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами. Попробуем разобраться в причинах возникновения экстремизма и терроризма. Выясним, кто составляет социальную базу экстремизма и терроризма.
 Сообщение ученика:
          К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:
-это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями.
-это нарастание социальной напряженности.
-это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей.
-это бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины. ).през  Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят не формальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь. ).презентация

От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во многом зависит будущее страны. Только усилия всего общества могут создать надежный заслон распространению экстремизма.
Учитель:
Терроризм и экстремизм это стихийное действие или за этим кто-то стоит?
Сообщение ученика:
            Кого бы мы не взяли – афганских и иранских бойцов «Аль – Каиды», палестинских смертников, выходцев из Сомали, взрывавших себя в лондонском метро, чеченских боевиков, пакистанцев и алжирцев, плетущих террористические сети в Европе, - все они происходят из самых отсталых государств, у которых сегодня нет шансов хоть как-то приблизится к развитым. Но всегда надо помнить, что любой террористический акт или угроза его совершения, чем бы это не пытались оправдать, несут зло, представляют собой преступление. Угроза террористических актов может возникнуть практически везде. «Аль-Каида» - организация исламских фундаменталистов. Осуществляет боевые операции по всему миру.
Создал в 1988г. и возглавляет организацию уроженец Саудовской Аравии Осама Бен Ладан
Цель организации – ниспровержение светских режимов в исламских государствах и установление исламского порядка, Аль - Кайда рассматривает США в качестве главного врага ислама. Им были созданы строительные организации, возводящие дороги и тоннели в интересах исламской оппозиции. Вместе с тем Ладан непосредственно участвует в боевых операциях. Он вербовал по всему миру и обучал добровольцев желающих принять участие в джихаде против СССР. Но к 1988г. интересы Ладана все меньше связываются с Афганистаном и все больше с международной борьбой исламистов. В последующем мажахеды стали появляться в различных террористических организациях Ближнего Востока, приняли участие в войнах на территории Сомали, Боснии, Косово, Чечни, Таджикистане. Аль-Каида рассматривает все происходящие на Ближнем Востоке конфликты как борьбу правоверных мусульман с одной стороны и еретиков и безбожников с другой. К врагам ислама относятся как умеренные исламские режимы (Саудовская Аравия и ей подобные) так и США. Присутствие войск США рассматривается Ладаном как новый крестовый поход христианского Запада против мусульманского Востока, как оккупация святых мест.
«Терроризм» один из наиболее впечатляющих мифов, которыми одержимо массовое сознание. Попробуем в самых общих чертах определить терроризм и выделить его основные разновидности.
Сообщение ученика: Я повторюсь, скажу, что терроризм это сознательное использование нелегитимного насилия (чаще всего с заведомой ориентацией на зрелищный, драматический эффект) со стороны какой – то группы, стремящейся тем самым достичь определенных целей заведомо недостижимых легитимным способом.
Идеологический терроризм. Наличие двух лагерей (власть и недовольные ей революционеры - террористы). Например: русские народники, французские анархисты, германские консерваторы, большевики, фашисты, теракты неофашистов в Италии в конце 70-х, Красные Бригады и Красная Армия в ФРГ и т.д.
Этнический терроризм. Этнические меньшинства рассматривают терроризм, как единственный путь заявить о своих требованиях в условиях, когда полноправное политическое участие в определении своей судьбы иным способом невозможно. Этнотерроризм может иметь расовый характер. Самые яркие примеры: сицилийские сепаратисты, ирландцы, курды, карабахские армяне и чеченцы.
Религиозный терроризм. Выступают религиозные меньшинства или активный авангард, познавший враждебное влияние властей. Основа принижения «неверных», представителей иной религии. Самые крайние формулировки «избранные», «спасенные», «проклятые». Классические образцы такого терроризма – сионистский терроризм в Палестине и современный исламский терроризм.
Криминальный терроризм. Чаще всего такой терроризм сопровождается требованием полуполитического характера. Например: предоставление средств передвижения для того, чтобы покинуть определенную зону, освобождение заключенных и так далее. Примеры: большевистские и анархические налетчики, и грабители, этнические мафии США (еврейская, сицилийская и китайская), взятие банков экстремистами и т.д.
Индивидуальный террор. Это не одиночка – революционер, не одиночка – националист, не одиночка – религиозный фанатик, не одиночка – преступник, а человек в независимости его идеологической ориентации, наносящий вред обществу.

Учитель:
        Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице человека. Полны экстремизма события в Чечне. Ненависть, злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это все те слова, которые характеризуют эти события ( просмотр презентации)
Учитель:
Эта презентация, в которою почти каждый день вписываются кровавые события, не может оставить нас равнодушными. Этот список можно продолжать. Но может пора остановиться и прекратить эти безобразия! Все в ваших руках, руках молодого поколения!

Мы еще раз убедились в том, что экстремизм – это действительно жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости, подчиненной слепой вере.




Воспитательное мероприятие
«Пасха – праздник в семье, праздник в душе»
Подготовила и провела
классный руководитель
Кузьмина Е.В.
Целевая аудитория: обучающиеся 6 класса, родители
Задачи мероприятия:
·  Продолжить расширять знания о народных традициях, что лежит в их основе.
·  Способствовать формированию уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа
·  Развивать познавательную мотивацию, стремление знать как можно больше исторических и этнографических сведений о традициях празднования народных праздников.
·  Воспитывать культуру празднования народных обрядовых мероприятий.
·  Воспитывать гордость и ответственность за сохранение культурных традиций  своей страны.
Форма проведения: комбинированное занятие.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Редька Тая: Здравствуйте, люди добрые!
Давыдюк Диана: Здравствуй, и стар, и млад!

Редька Тая:  О празднике светлом, народном
 Звонят российские колокола!      
(запись колокольного звона).

Давыдюк Диана:
Повсюду благовест гудит.
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес!     Христос воскрес!

Редька Тая:
С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес!      Христос воскрес!

Давыдюк Диана:
Вот просыпается земля,
И одеваются поля...  
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес!        Христос воскрес!

Редька Тая:  А теперь - загадки:
Весть летит во все концы:
Трубят Ангелы-гонцы,
В небесах поют Христа:
Он от тления восстал!
То не выдумка, не сказка,
Главный праздник - наша .ПАСХА!

Давыдюк Диана:
Почему для всех людей радость и веселие? –
Потому, что празднуем сегодня Христово .ВОСКРЕСЕНИЕ!..
Солнышко играет, и щебечут птички,
Украшение стола – красные ..ЯИЧКИ!
Редька Тая:
Напекли хозяюшки к празднику в печи
Пышные, румяные чудо - .КУЛИЧИ!!!

Давыдюк Диана:
Семь недель мы готовились к светлому дню —
Это строгое время, срок довольно не прост.
Мы не только своё изменили меню —
Свою душу, и тело очищаем мы в .ПОСТ..

Редька Тая:
Куличи пасхальные, Крашенки на блюде.
С радостью, с любовью Христосоваться будем.
Звоны колокольные Летят под свод небес.
Вторит православный Мир — ...ХРИСТОС ВОСКРЕС
 
Давыдюк Диана:
День, когда душе светло,
Отдыхаешь от забот,
Красишь яйца, и в печи
Выпекаешь куличи.
День воскресный и хороший,
Чувства разные тревожит,
Видишь мир в красивых красках,
К нам пришла сегодня ...ПАСХА!


Учитель: Как вы догадались - сегодня наш классный час посвящен одному из самых счастливых и светлых праздников в году — ПАСХЕ.  Пасхальный период является самым долгим православным празднеством, и с учетом Светлого Воскресения, а также дня Вознесения Господня он длится ровно 40 дней (в этом году до 6 июня). На протяжении всего этого времени люди продолжают славить Воскрешение Спасителя, христосоваться, поздравлять близких с Пасхой и посещать праздничные богослужения в храмах.
Сегодня многие из вас приготовили свои сообщения, притчи, рассказы, связанные с празднованием Пасхи и её историей. Очень было бы интересно послушать тех, кто хочет поделиться своими впечатлениями о этом празднике.
Поисковая работа: учащиеся делают сообщения о праздновании Пасхи в их семьях и передающихся традициях этого праздника.
Выступление родителей и детей.

Учитель: Когда мы готовились к ПАСХЕ  большинство людей соблюдали Великий Пост. Люди не только ограничивали себя в употреблении продуктов животного происхождения, но и в посещении увеселительных мероприятий, более тщательно следили за своими словами, поступками, настроением. Что в нашем настроении хорошо, а что плохо?
Примерные ответы детей: хорошо: радость, доброжелательность, отзывчивость, любовь. Плохое настроение: злость, гнев, тоска, печаль.
 А как Вы думаете, почему плохое настроение - это наш враг и его надо гнать от себя подальше?
Ответы детей.
Депрессия – один из сигналов, что с нами что-то не так! Что можно сделать, что бы победить хандру? А   вот как помогли справиться с плохим настроением одному очень важному королю.
Вашему вниманию – сказка Д. Дмитриева «ПЕЧАЛЬНЫЙ КОРОЛЬ»
Автор: Гнибеда Мария
Король: Голубенко Вячеслав
Мальчик: Лобко Илья
Мама мальчика: Ведькал Марина
Врач: Страшко Кирилл.

Выступление детей.
Благодарим наших детей за такое выступление.

Учитель:   Мы переходим к следующей части нашей встречи, которая посвящается рассказу одной из главных примет праздника — крашеном яйце.

Трембач Андрей:  К празднику Пасхе красили куриные, реже — гусиные яйца. Не принято красить яйца в тёмные, мрачные цвета. Как правило, преобладает красный цвет и его оттенки.
Шищенко Алена:   Согласно одной легенде, капли крови Христа, упавшие на землю, приняли вид куриных яиц и стали твердыми как камень и красными, как цвет крови. Слезы Богоматери, оплакивавшей распятого Христа, упали на рассыпанные яйца и украсили их прекрасными упорами и цветными крапинками. Вот поэтому яйца красят перед Пасхой, и они являются украшением пасхального стола и его основным блюдом.
Клокова Настя:  Первой воскресший из мертвых Христос явился женщине Марии Магдалине. Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37 гг.) и рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Император усомнился в чуде Воскресения и попросил доказательств. Тогда она взяла яйцо и, подавая его императору, сказала: “Христос Воскрес!” При этих словах белое яйцо в руках императора стало ярко-красным.
Хоришман Глеб: яйцо символизирует зарождение новой жизни и выражает нашу веру в грядущее общее Воскресение. Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира.
Федоров Влад: И сегодня яичную скорлупу от крашеных яиц собирают и разбрасывают по полям для лучшего урожая на грядках.
Войтов Костя: Вот какое огромное значение имеет пасхальное яичко - писанка.
Сегодня много предлагается вариантов украшения яиц. На рынке можно купить наклейки на любой вкус и настроение.  Но если относиться к росписи крашенки с пониманием, с душой, то нужно обратить внимание на историю народной росписи.
Кобренюк Милана
Как утверждают ученые, народный орнамент — это особая знаковая система, каждый элемент которой имеет свое значение. Традиционный русский орнамент — это язык тысячелетий, который использовался нашими предками задолго до возникновения письменности. Не случайно узоры появлялись на предметах одежды, текстильных изделиях, предметах обихода и в архитектуре.
Источником для нанесения узоров всегда была природа. Составление декоративной композиции выстраивается по принципу чередования. Согласно древним поверьям, чем больше символичного чередования и повторения, тем быстрее желание исполнится.
Конечный узор должен вызывать только положительные эмоции, рождая в душе гармонию.
Войтов Костя: 
Самый древний узор – геометрический.
Треугольник. В зависимости от изображения, треугольник может иметь разное значение. Если вершина его стремится вверх, он символизирует жизнь, огонь и даже мужское начало. Если острый верх фигуры «смотрит» вниз — это женский символ, который олицетворяет материнскую любовь и защиту.
Листья дуба:  мужской знак (сила, красота)
Звездочки:  женский знак (здоровье, красота)
Точечки (слезинки): слезы Богоматери
Круг:   знак бесконечности
Линии:  Они использовались для изображения Воды. Если изображался дождь — линии наносились вертикально, если реки — горизонтально.
Символ солнца: на протяжении многих веков знак видоизменялся и сегодня известно множество его изображений. К солярным (солнечным) знакам можно отнести привычное всем колесо.
Дерево. Для славян орнамент с изображением дерева имеет особо ценное значение — это символ рода, корни истории и памяти своих предков. Именно дерево, по мнению предков, могло накормить и обогреть в холодную зиму.
Гроздья рябины: символ женской красоты и молодости.
Ягоды колосья: плодородие и щедрый урожай.
Виноградная лоза. Часто изображается в хохломской росписи и символизирует веру человека в Бога.
Зазов Артем
Я предлагаю вам посмотреть на то, как трактуют цвета, расписывая крашенки:
Красный цвет – знак счастья, тепла и огня;
Желтый  – знак солнца;
Зеленый цветзнак жизни;
Голубой цвет – знак неба;
Синий цвет – цвет ночи и таинства;
Коричневый (черный) цвет – цвет Матери-Земли, дарящей людям урожай и плодородие.


Учитель:  Спасибо, ребята. Мы узнали много интересного и нового о Пасхальном празднике и его главных атрибутах. Этот праздник пришел  на нашу землю.
Следующая часть нашей встречи – творческая. Сейчас вам и вашим родителям предлагается нарисовать свою крашенку. Она должна быть неповторимая!

Учитель:  Вот и подошел к концу наш рассказ о праздновании Пасхи — самого светлого и красивого праздника России. Давайте в канун этого праздника зажжем маленькие свечи, помолчим, подумаем о добром и светлом, о том хорошем, что у нас впереди и о том, что нам предстоит сделать, чтобы встречать праздник Пасхи с чистой душой и распахнутым сердцем.
Пусть на нашем пути встречается много людей, которым бы мы хотели сказать «Христос воскресе!» и в ответ услышать «Воистину воскресе!». Пусть праздник Пасхи вызывает у всех людей нашей страны и мира только добрые воспоминания. Пусть щедрым будет всегда праздничный пасхальный стол, а колокольный звон церквей будет таким же радостным и торжественным как воскрешение господа нашего Иисуса Христа. А наши красивые писанки напоминают нам об этом празднике!

Праздник веры и надежды,
Праздник света и тепла,
Песни, яркие одежды,
К небесам летит хвала...

Всюду радость, всё ликует,
Праздник в ярких красках.
Жизнь над смертью торжествует —
Наступила ПАСХА!!!

 Используемые  технологии:
В задачи данного внеклассного мероприятия входило расширение знаний о традициях русского народа, воспитание позитивного отношения к народному творчеству.  В основу подготовки мероприятия была взята технология коллективного творческого дела  И.П.Иванова. Это эффективный метод воспитания и развития учащихся, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.  Основными методами были:
– коллективное творчество;
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество взрослых и детей.
Так же были использованы здоровьесберегающие технологии т.к., одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт. Было не только предупреждено утомление учащихся, но и появился дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Для повышения интереса к проводимому мероприятию учащимися была выполнена предварительная поисковая работа, направленная на сбор сведений и материалов по теме (поисковая индивидуальная работа).  Тематика сообщений и доля участия ребенка в мероприятии подбиралась для каждого ребенка индивидуально с учетом его способностей и возможностей. Учитывались не только особенности учащегося, но и особенности его семейного положения, возможности семьи, вероисповедание (личностно-ориентированная технология).  





Комментариев нет:

Отправить комментарий